Рассказ Вйасы о Шиве
(Махабхарата, кн.7 гл.173)
Вйаса рассказывает Арджуне:
О дивных всех деяниях премудрого Махадевы я расскажу тебе теперь, насколько я знаю и слышал о них. Ни Боги и ни асуры во всем мире, нисандхарвы и ни ракшасы, ни даже те, кои скрываются в пещерах, не могут преуспевать спокойно, когда он разгневан. Так (некогда) Бхава, воспалившись гневом, уничтожил бесстрашно жертвоприношение (Дакши). Выпустив стрелу из лука, он испустил страшный рев.
И те Боги тогда никак не могли обрести спокойствие и благополучие. И в самом деле, когда разгневался Махешвара и внезапно убежала прочь Жертва (в воплощенном виде), все (три) мира были сильно обеспокоены звоном его тетивы и звуками от шлепков его ладоней. Боги и асуры попадали все, о Партха, и подпали под власть (Махадевы). Все воды взбушевались и задрожала земля. Раскололись горы и пришли в замешательство страны света и змей-наги. Окутанные темнотою миры, слепые, не могли быть распознаваемы более. Блеск всех светил вместе с солнцем был уничтожен. Перепуганные от страха мудрецы подняли крик и, желая блага себе самим и для всех существ, совершили умилостивительные обряды.
Но тут к Солнцу, когда оно пожирало жертвенное подношение, слегка улыбаясь, приблизился Шанкара и выбил ему зубы. Тогда Боги, смиренно склонившись перед ним, убежали прочь, дрожа (от страха). И снова нацелил он на Богов острую и пылающую стрелу. И тогда они определили Рудре отменную долю от жертвоприношений. И из страха все тридцать (Богов), о царевич, прибегли к Его покровительству. Когда же гнев Его успокоился, им было тогда приведено в порядок то жертвоприношение. И Боги, хотя и раньше проявляли свою заботу, были даже и теперь усердно старательны перед ним. Некогда у доблестных асуров было три города на небе, каждый из них несравненный и огромный. Один — сооруженный из железа, другой — из серебра и третий — из золота. Железный город принадлежал Таракакше, серебряный — Камалакше, а превосходнейший золотой принадлежал самому Видйунмалину. Даже всем своим оружием Магхаван не в состоянии был сокрушить их. И тогда все бессмертные, сильно беспокоемые (асурами), прибегли к защите Рудры. И сказали ему, великому душою, все Боги те вместе с Васавой: «О Рудра, жертвенный скот во всех жертвоприношениях будет принадлежать Тебе, Рудре, если Ты убьешь этих асуров, о Владыка Вселенной!».
После таких слов, обращенных к Нему, Махадева, сказав «хорошо», из желания сделать добро Богам стоял неподвижно в течение тысячи лет. Когда же три города соединились вместе в воздушном пространстве, Он пронзил их той стрелой с тройным огненным жалом, состоящей из трех членений. И данавы не в состоянии были взглянуть на ту стрелу, сопряженную с разрушительным огнем йуги и сопричастную к Вишну и Соме. А в это время Ума, Сама взяв к Себе на колени младенца с пятью прядями волос на голове и желая узнать, Кто Он такой, спросила Богов.
И вот, когда Шакра воспылал гневом (к Нему), Владыка Тот привел в оцепенение его руку с громовой стрелою. Ибо Тот величавый, Божественный (младенец был не кто иной, как) могущественнейший Владыка Всех Миров. Но Боги не смогли распознать Его — Того Владыку Вселенной. Тогда все они вместе со (всеми) Праджапати пришли (к Тому Младенцу), наделенному блеском утреннего солнца. И увидев Махешвару и узнав, что это — Всевышний, Прародитель Брахма благоговейно поклонился ему.